Мультимедиа. Тексты. Статья 1


Несколько ранее я написал статью под названием «Аштанга йога – йога для избранных», полагая, что этого будет вполне достаточно для направления неофитов по правильному пути. Однако многочисленные вопросы занимающихся убедили меня, что одной короткой статьи недостаточно. Надо перевести всю Инструкцию, из которой, собственно говоря, я эту статью и выдрал. Инструкцию по эксплуатации аштанга виньяса йоги. А что вас удивляет? Даже к самому примитивному музыкальному плейеру обязательно прилагается инструкция. Что же тогда говорить о таком сложном и удивительном устройстве, которым является аштанга виньяса йога.

Перевод – дело хлопотное и тонкое, тем более, что язык я знаю плохо и времени совершенно нет. Однако – надо так надо и вот, первая часть работы, включая и вышеупомянутую статью, представляется вашему вниманию. Чтобы не заставить читателей сильно скучать, я постарался сделать перевод как можно более веселым и легко читаемым, при этом ни на йогу не отходя от сути передаваемого материала.


АШТАНГА ВИНЬЯСА ЙОГА

ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛЛУАТАЦИИ


автор адаптированного перевода – MNK


ВНИМАНИЕ! Не начинайте практику аштанга виньяса йоги до тех пор, пока внимательно не изучите инструкцию по эксплуатации и не запомните наизусть все ее ключевые положения! :)


То, что вы вообще проявили интерес к йоге, к ее традиции, теории и практике – несомненно является духовной заслугой, наследием усилий, направленных на постижение истины, идущими за вами из ваших прошлых жизней. Это – хорошо и даже замечательно. Но этого мало.

Вы теперь стоите на распутье, ибо прежде чем начать серьезно практиковать, предстоит выбрать тот единственный, если не навсегда, то на многие годы, путь, по которому вам предстоит идти. Ибо путей существует много и нет того единственного лучшего пути, который подходит для всех. Вариант «прыгания» по школам и смешных попыток, не зная ничего, пытаться с кондачка заняться «синтезом» разных направлений, как априори бесполезное времяпровождение, мы здесь не рассматриваем.


ВВЕДЕНИЕ


АШТАНГА ВИНЬЯСА ЙОГА – ЙОГА ДЛЯ ИЗБРАННЫХ. ВЫБЕРИ СЕБЯ!


Почему можно утверждать, что аштанга виньяса йога – это йога для избранных? Что, разве не все могут заниматься этим стилем йоги? Или для практики в этом направлении нужны какие-то исключительные исходные данные?

Традиционная аштанга виньяса йога Гуруджи Шри К. Паттабхи Джойса предназначена отнюдь не для каких-то особых людей с некими исключительными физическими данными, как часто аргументируют ее противники. Аргументируют просто потому, что сами не способны заниматься вообще ничем, требующим хоть каких-то усилий и дисциплины. Йога подобных апологетов, типа хорошо всем известного Бориса Войко, обычно заключается в критике всех и вся и подробном обосновании того, почему уныло свисать в падангуштхасане буквой «зю» в течении десятка лет гораздо полезнее и приближеннее к «классической» йоге, чем пытаться даже слегка вытянуть почти уже недееспособный позвоночник.

Аштанга виньяса йога – это практика, идеально подходящая для людей, существующих в мегаполисе, направленная на развитие человека в условиях активной жизни в социуме и дающая максимально действенный результат за минимально возможное время. Но так что тогда получается, это – йога «для всех»? В чем тогда «избранность»?

Несколько важных условий делают аштанга виньясу йогой «не для всех». Чтобы проявился весь ее мощный потенциал и эффективность, и при этом не случилось травм или других огорчений , необходимо соблюдение нескольких довольно сложных для большинства людей правил, которые я называю Тремя Золотыми Правилами Аштанга Йоги. Первое правило – регулярность. Второе правило – постепенность. Третье правило – корректность.

Подробный разбор данных правил не является темой введения, однако в первом приближении и так понятно, о чем идет речь. Обычно все ломаются уже на первом правиле – заниматься регулярно, как того требует Традиция, а именно шесть раз в неделю круглый год без «перерывов на обед» практически никто не может себя заставить. А при его несоблюдении остальные два уже особой роли не играют, даже если и выполняются.

Вот почему я называю Аштанга виньяса йогу йогой для избранных. Она подходит практически всем, но далеко не все могут ей воспользоваться. Единственное, что не может не утешать, что не вас кто-то выбирает, что всегда не очень приятно, а выбираете вы сами.

Выберите себя и ваша жизнь изменится навсегда!


ГЛАВА 1


ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ ПРАКТИКИ.


Те, кто в школе хорошо занимался на уроках математики, знакомы с такими логическими конструкциями, как необходимые и достаточные условия. Это положения также имеют место быть и в искусстве йоги. Выполнение тех или иных положений просто необходимо, чтобы ваша практика могла состояться в принципе и стала хоть отдаленно похожей на йогу, а не на спорт или эзофрению (авторский термин, производное от двух составляющих – эзотерики и шизофрении). Что касается достаточных условий для достижения даже начальных состояний йоги – то это тема отдельного исследования, которым в рамках данной инструкции мы заниматься не будем. Особо интересующихся я могу отослать к такому классическому источнику, как «Катха Упанишада». Чем черт не шутит (тем более что он там один из главных персонажей :) ), вдруг после прочтения вы ответите себе на вопрос, каких качеств достаточно для йогической реализации…

А в рамках настоящей инструкции мы попытаемся разобрать самые простые положения некоторых необходимых правил для йоги.


Часть 1. Не причинение вреда. Воспламененность.


Йога – это не та вещь, которой надо заставлять себя заниматься. И не та вещь, которую стоит рекомендовать и тем более навязывать кому бы то ни было, тем более всем. Йога, даже в своих самых начальных вариациях должна быть осознанным выбором свободно мыслящих существ на основе максимально всеобъемлющей информации о предмете. Это не означает, что в йоге «нет тайн» и все просто и понятно, достаточно лишь прочесть пару статей в Википедии и побеседовать за чаем со «знающими» людьми. Отнюдь. Но это и не означает, что надо сделать какой-то такой супер ответственный выбор, дать неотменяемую клятву раз и навсегда и т.д. Не спешите, до этого еще дело дойдет :) . Может быть. Лет через 20 практики. И то не у всех… А пока…

Йога должна просто произойти, как некий крик души, не покидающее ни на минуту желание начать меняться, развиваться, совершенствоваться. Но при этом не стоит надеяться, что все будет гладко и радужно, что изменения не замедлят случиться, что после выполнения парочки как бы асан придёт неубиваемое здоровье, что некий «божественный свет» польется на вас (или из вас :) ) через пару месяцев, а то и сразу :) . Нет, без усилий ничего не получиться, русская пословица «без труда не выловишь и рыбку из пруда» вполне себе применима и к йогической практике. Как говорится «сначала будет хуже и только потом лучше».

Но вот принцип ненасилия – ахимсы – по отношению ко всему тому, что вы делаете в рамках йоги, надо начать применять сразу, с самых первых шагов, с самых начальных упражнений. Но, опять же, если довести тему ненасилия до крайности, то мы получим некое пугливое существо, которое боится пошевелиться, «как бы чего не вышло». С таким отношением добиться в йоге также ничего не возможно.

Вот почему существует как бы противоположное качество – воспламененность, горение – тапас, – постоянное стремление к практике, именно это качество и приводит вас на коврик вновь и вновь. Как только это чувство кончается, кончается и ваша практика йоги, остается лишь вялая рутина, тягомотина выполнения ни к чему не ведущих гимнастических или дыхательных упражнений.

Но в действительности это горение, тапас, не противостоит ахимсе, они должны взаимно дополнять друг друга. Усилие без насилия – вот путь йоги.

Данный принцип особенно актуален для такого направления, как аштанга виньяса йога, которая ставит перед занимающимися довольно высокую планку уровня осознанности, самоконтроля и многих других качеств с самого начала, с самых первых шагов. Забыл про ахимсу – и травмы не заставят себя ждать, надолго выбивая из нормального ритма занятий. Забыл про тапас – и твоя практика превратилось в набор механических движений, как будто завели некую куклу, она начала двигаться, но вот беда, в розетку не включили и поэтому глаза не светятся, огоньки по телу не бегают, звуков нет.

Лезвие бритвы – так, с легкой руки Ивана Ефремова*, можно назвать принцип балансирования между ненасилием и воспламененностью, в рамках которого только и возможно движение по пути йоги.



Часть 2. Честность по отношению к себе и своим возможностям.
Внешняя и внутренняя чистота.


Если вы решаете, что Аштанга Виньса Йога (далее АВЙ)- это ваш путь, то вы должны четко осознавать, что он начинается с первого расстилания вашего коврика сегодня и кончается с вашим последним выдохом через много-много лет.

Метод АВЙ предполагает регулярную практику в течение всей вашей жизни, а не какие-либо краткосрочные рывки, направленные на истощение ресурса вашей жизненной энергии, что зачастую происходит при спортивных тренировках.

Если вы хотите практиковать АВЙ, вы должны быть готовы, если не сразу, то в реально обозримые сроки, выйти на режим ежедневной практики** Но совсем не обязательно заниматься ежедневно в школе, достаточно приходить три раза в неделю на майсор-классы, а остальные дни практиковать дома, если есть такая возможность. Более редкое посещение школы не позволит преподавателю отслеживать развитие вашей практики и, таким образом, он не сможет давать вам столь необходимые для начинающих наставления и уточнения в ваших занятиях, А это, в свою очередь сделает ваши занятия малоэффективными и травмоопасными.

Если эти требования покажутся вам с самого начала чрезмерными или априори невыполнимыми, то мы отнесемся к вашему мнению с пониманием и без всякого осуждения или критики. Мы осознаем, что большая занятость по работе, в семье или других сферах деятельности, те или иные взятые на себя обязательства могут не позволить вам практиковать настолько часто и интенсивно, насколько это необходимо. В этом случае мы убедительно и ответственно рекомендуем вам поискать какие-либо другие школы и направления йоги или иные пути саморазвития, ибо, как уже было сказано выше – путей много. Но выбор и принятие ответственности за принятое решение лежит целиком на вас. Трезво поразмыслите и скажите себе правду – способны ли вы и можете ли вы себе это позволить?

Мы просим вас быть предельно честными по отношению к себе. Сатья – правдивость, есть один из важных йогических обетов. Ибо, если вы обманите сами себя, то мы уже ничем не сможем помочь вам. Без ежедневной усидчивой практики, положительный эффект АВЙ невозможен. Вы не просто потратите зря свое время и деньги, вы можете навлечь на себя расстройства здоровья и травмы. Аштанга виньяса йога – это путь тяжелой и упорной работы над собой и сама практика является здесь суровым и непримиримым учителем, который позволяет вам начать познавать самих себя.

Не подумайте, что мы пугаем вас – все наши пожелания есть только результат нашего собственного опыта и прямая передача наставлений, преподанных нам нашими уважаемыми учителями – Гуруджи Шри К. Паттабхи Джойсом и Р.Шаратом Джойсом. Несоблюдение их заветов и принципов обучения явилось бы для нас грубым нарушением данных нами обетов и самой сути практики АВЙ.

Регулярная практика АВЙ, как учили нас наши учителя, есть некая «точка входа» в йогу, как образа жизни и мироощущения, и только в таком, полноценном виде, может привести к действительно значимому результату. Великолепному результату гармонии тела, мысли и духа.

Как не уставал повторять Гуруджи Шри К. Паттабхи Джойс: «Do your practice and all is coming», что означает «Выполняй свою практику и все достижения придут к тебе».

Важное правило призывает нас, начиная практиковать йогу, соблюдать чистоту – шаучу. При этом имеется в виду, как привычное понятие чистоты физического тела, так и такая важная вещь, как чистота помыслов, стремлений, чувств, способность непредвзято воспринимать информацию, быть благодарным за преподанные уроки и так далее. Понятие шаучи очень объемно и говорить о нем можно долго. В плане чистоты физического тела мы остановимся ниже на такой группе процедур, которая известна как шесть очистительных действий – шаткарма. А в плане духовной чистоты, как первый шаг, для начала мы просим вас лишь соблюдать и поддерживать уважение ко всем учителям, которые ведут вас по этому пути, от Создателя Йоги, Йогираджа Шивы и автора «Йога сутр» Риши Патанджали до того преподавателя, который открыл для вас это великое искусство и помог сделать на пути овладения им первые шаги. Ибо без этой лестницы, уходящей в глубь веков, что есть ваша практика, как не очередная попытка «эго» показать свою мнимую значимость?

Часть 3. Будь счастлив данному тебе Богом шансу.

Нельзя взять больше, чем способен унести.


Выполняя свою практику, вы будете видеть вокруг себя большое количество ваших коллег, других занимающихся. И неизбежно вы будете сравнивать себя, свою практику с ними. И неизбежно будут те, чья практика покажется вам более успешной. И тут очень важно сформировать правильное отношение к этому. Два положения традиционного йогического взгляда на вещи могут помочь вам в этом. Астейя, традиционно переводится как не-воровство, не присвоение чужого, а Сантоша, как удовлетворенность существующим, довольство.

В приложении к описываемому моменту вы должны четко понимать, что именно ваше тело, именно то его состояние и те, как вам кажется, проблемы, являются на данный момент наилучшим инструментарием для наиболее качественного развития вашего сознания, здесь и сейчас. Мысли, инерционно возникающие у вас о том, что если бы у вас были те или иные другие исходные условия (вы были бы моложе, вы бы раньше начали заниматься, вы смогли бы чаще заниматься, а так вы слишком заняты и пр.), то вы бы тоже… также… даже лучше… а вот теперь… являются просто переложением подспудного желания украсть, присвоить себе чужие «достижения» и «способности».

Представьте себе женщину с повышенным весом, которая впервые пришла заниматься йогой в группу и видит там более молодую, стройную девушку, которая, как ей кажется, с легкостью делает умопомрачительные, на ее взгляд, асаны. Она начинает завидовать ей, и, мысленно оправдывая свое плачевное состояние теми или иными «объективными» причинами, форму девушки объясняет ее, как бы, некими исключительными условиями для практики, которых она сама была лишена. Она и не предполагает, что эта девушка начала практиковать несколько лет назад в еще более удручающем состоянии и только корректная практика смогла сотворить с ней это «чудо».

Никогда нельзя забывать о том, что это не спорт, а йога и ваша задача направлять свое внимание на собственные ощущения и просто внешняя форма, даже если она относительно совершенная, сама по себе никоим образом не может помочь вашему собственному саморазвитию. Чувства зависти, сожаления, недовольства не приемлемы, они отвлекают вас от правильной практики и попросту «сливают» вашу энергию, уводят ее вовне. Этот путь никуда не ведет, ибо всегда найдется тот, кто что-то почему-то делает лучше нас. Или нам так кажется :) .

Понимание того, что вы имеете самые лучшие условия для своего развития – довольно сложная вещь, ибо наш, взращенный западным воспитанием ум, все время норовит сравнивать, оценивать и культивирует некое недовольство существующим, заставляя нас соответствовать некоему, недостижимому идеалу. Поэтому мы, понимая, как далеки от этого идеала, неосознанно ищем его воплощение в окружающем мире и, если видим кого-то, хотя бы немного больше соответствующего ему, чем мы, пытаемся как бы примерить тело этого человека на себя. При этом мы не сознаем, что у каждого человека есть свои проблемы и тот, чья практика и чье тело кажутся нам весьма привлекательными, в действительности так же далек от совершенства, как и мы сами. В йоге совершенно другая философия и психология, подробности которой мы, возможно, обсудим позже, но именно такой взгляд позволяет нам добиться наилучших результатов в практике, а не привычная нам соревновательность и стремление «стать лучшим». Не надо никого догонять и перегонять!

Только то, что мы осознали через свою практику, через ощущения своего собственного тела, может принести нам пользу и способствовать развитию. Независимо от того, как это соотноситься с другими людьми. Именно это ДЕЙСТВИТЕЛЬНО является нашим достижением и нашим осознанием. Именно это значимо.









*культовый советский писатель середины XX века, опубликовал в середине 50-х годов нашумевщий роман «Лезвие бритвы», в котором, несмотря на существовавшую тогда цензуру, описал многие положения индийской философии и познакомил читателей с хатха йогой.

**исключая один выходной день в неделю, дни полнолуния и новолуния, а также критические дни у женщин. То есть реально 22-24 дня в месяц, что, согласитесь, не так уж много и не так уж и ежедневно :)