Садхана длиною в месяц. Статья Оксаны Халиной об обучении на завершающей ступени Курса подготовки преподавателей Шивананда йоги


Садхана длиною в месяц



В 2011 году после успешного окончания курса для преподавателей йоги Аштанга Йога Центра совместно с Agapkin Yoga Station, я прошла первую ступень The Sivananda Yoga Teachers’ Training Course (TTC) для преподавателей йоги в традиции Шивананда йоги по ашрамной системе в The International Sivananda Yoga Vedanta Center. Обучение на курсе основано на традиции Гурукула, по которой учитель и ученик вместе живут в ашраме. Это классический способ передачи духовных знаний в традиции йоги. За счет прямого контакта с опытными учителями ежедневная жизнь учеников превращается в процесс обучения. Его основой является доверие и взаимоуважение между учителем и учеником. Цель – полное физическое, умственное и духовное развитие ученика. Участие во всех программах ашрама обязательно. Для поддержания атмосферы, в соответствии с традицией, не разрешается ношение вызывающей одежды, употребление мяса, рыбы, яиц, кофе, чёрного чая, табака, алкоголя, наркотиков. Нарушение этого правила ведёт к исключению с курса. Используется молочно-растительная диета.


Тогда и состоялось мое первое знакомство с этой школой йоги. До этого я только читала книги Свами Шивананды, и мне захотелось пожить ашрамной жизнью и ближе познакомиться с его учением. После обучения на этом курсе я поняла, что этот стиль является целостным, основное отличие его от других стилей состоит в том, что практика проходит в расслабленном состоянии, а напряжение чередуется с релаксацией. Если выполнять асаны медленно и осознанно, они не только окажут положительный эффект на здоровье человека, но и послужат тренировкой для разума, обучая его концентрации и медитации. И мне захотелось поделиться этими знаниями с другими людьми. Вернувшись в Москву я стала преподавать этот стиль.



И в сентябре 2013 года я прошла вторую ступень The Sivananda Yoga Advance Teachers’ Training Course (ATTC), которая для моего ума оказалась намного сложнее, чем первая. Раджа-йога, философия Веданты, и пранаяма подняли со дна моего существа многое, что там было хорошо спрятано, даже от меня самой. И это очень болезненный процесс: видеть в себе негативные мысли, эмоции, чувства и принять их, как часть себя.


Дождливым вечером 5 сентября 2013 года мы выехали из Москвы на машине и ударили автопробегом до самой Польши. Перед стартом мы спели Маха Мритьюнджаю мантру (мантра побеждающая смерть), и дорога была удачной. На польской границе таможенник спросил у нас: «Вы пошто в Устку едите?», и очень был удивлен, что на йогу. На финише мы были 6 сентября в 17.00, путь занял 24 часа.
Курс начался 7 сентября с инициации. Нам вручили учебники, пожелали удачи и терпения в нашей нелегкой садхане.
И понеслось…


В 5 утра была пранаяма, до нее желательно было смыть душем тамас после сна, сделать Джаланети (очищение носа водой) и Сутра нети(очищение носа специальным шнурком), Сурья Намаскар (Приветствие солнцу), Уддиянабандху (брюшной замок) и Наули (массаж брюшной полости прямыми мышцами живота). На этом классе мы изучали йогические техники дыхания.



В 6.00 начинался сатсанг на котором медитировали, пели мантры, лекция-послание от Свами Шивананды на день, Арати (освещение огнем) и прасад (освещенная пища, фрукты или сладость).


В 8.00 часовой базовый класс асан, состоящий из 12 основных асан Шивананда йоги.
В 9.00 урок анатомии или санскрита. Уроки по санскриту были очень яркими и запоминающимися. Наш учитель из Лондона Нина очень добрый и необычный человек. Ее цель была в том, чтобы мы полюбили санскрит и продолжили его изучать дома. Мы пели буквы алфавита и шлоки из Йога-сутр. Каждые 5 минут она спрашивала у нас: «Вы счастливы? У Вас все хорошо?» От такого преподавателя твое сердце начинает раскрываться и хочется всех любить.


В 10.00 мы бежали на завтрак, да да именно бежали, 6 часов бодрствования без еды делали свое дело. Кормили нас очень вкусной, разнообразной и саттвичной едой. Всегда было что-то сладкое-пирог, печеное яблоко, банан в шоколаде и т.д. Как говорил Свами Атмарамананда: «Для ума-сложное испытание такая садхана, поэтому нужна радость-сладкое, но когда Вы вернетесь к мирской жизни, в сладком себя желательно ограничивать».



В 10.45 и в 18.45 начиналась карма-йога, в основном не привязываться к плодам своего труда мы учились на кухне, нужно было мыть посуду, чистить и резать овощи для следующей трапезы и т.д. Моя карма-йога была в 18.45. Мне нужно было достать посуду из посудомойки и расставить ее по местам. В первый день наша посудомоечная бригада состоящая из 3-х человек и одной машины очень устала и не все успела сделать. Я пришла домой с пониманием, что от такого тяжелого физического труда хочется посмотреть по зомбоящику или съесть какую-нибудь гадость. Но гадости и времени для этого не было, нужно было переодеться и бежать на вечерний сатсанг. Я очень расстроилась, что мы не помыли всю посуду, и стала размышлять: «почему это могло произойти?». А после сатсанга я почему-то открыла книгу «Медитации и Мантры» Свами Вишнудевананды и вот, что прочла: «Люди иногда гордятся тем, что могут думать о двух вещах одновременно. Ум не работает таким образом, его пишущие волны просто двигаются вперед и назад со скоростью освещая две идеи. Ум может заниматься только чем-нибудь одним в одно и то же время. Те, кто воображает, что обычная работа, например, мытье посуды, идет быстрее, если они думают о пальмах и солнечном береге, дурачат сами себя. Их ментальные волны колеблются между мечтами и работой в руках. Внимание, отданное по необходимости работе, замедленно из-за постоянных помех, и руки также начинают двигаться медленнее. Насколько же лучше удерживать ум однонаправленным и закончить работу быстрее. Если вы глубоко погружены в книгу или телешоу, вы не слышите окружающих шумов, даже когда вас окликают по имени. Если кто-нибудь появляется , вы его не видите. Вы не чувствуете аромат роз в стоящей рядом вазе. Это-концентрация, или однонаправленность ума, твердо сфокусированная на одном объекте. Каждый обладает возможностью концентрироваться в определенной степени. Сознательное совершенствование этой врожденной способности усиливает мыслительные потоки, очищает идеи и использует врожденную скрытую силу мозга. То, что было туманным и облачным, становится чистым и ясным. То, что было трудным, сложным и пугающим, становится легковыполнимым. Человек обретает способность трудиться эффективнее, выполнить больший объем работы за меньшее время и увеличит свой доход.» И с намерением применить это к моей карма-йоге, я легла спать. На следующий день, когда я относила свою посуду после завтрака, я увидела, что утренняя бригада состоит из 5 человек, что за несправедливость, и попросила, чтобы нам добавили одного человека, и о чудо, с концентрацией и еще одним человеком мы выполнили всю работу вовремя.


В 12.00 была лекция по Раджа-йоге. Мы изучали Йога-сутры Патанджали, о формах читты (субстанциях ума), типах вритти (мысленных волнах), клешах (страданиях), 8 ступенях Раджа-йоги, сидхах (сверхспособностях). Раджа-йога, царственный путь контроля над умом, это наиболее всеобъемлющий и научный подход к проявлению Бога в себе. Раджа-йога как система исследования ума не предназначена для исследования одного человека другим. Это-метод самоисследования, который проводит человека через индивидуальные изменения, шаг за шагом.
В 14 часов лекция по Веданте. Существуют различные ведантистские методы для реализации высшего Я. Все они основаны на устранении ограничивающих идей, или упадхи, по отношению к личности и ко Вселенной. Как контейнер создает иллюзию того, что пространство внутри него ограничено и меньше по размеру, так и ум создает собственные стены, а также иллюзию отделенности от высшего Я. Главным в ведантистской медитации является устранение ограничивающих обстоятельств, независимо от используемой техники. В практике джняна-йоги человек не просто практикует медитацию в определенное время, но также поддерживает медитативный процесс в течение дня. Поэтому, даже находясь в мире, джняна-йогин остается незатронутым им. Один из методов называется «нети, нети: не то, не то»-это метод ведантистского анализа с помощью отбрасывания. Высшее Я обладает субъектностью и неизменностью, поэтому Джнянин в медитации постепенно отбрасывает все, что изменно и обладает свойствами объекта. Остается высшее Я, являющееся Сат-Чит-Анандой, или Абсолютное Знание-Сознание-Блаженство.


В 16 часов мы практиковали уже освоенные и изучали более сложные асаны, их вариации, а также несколько раз за курс был медитативный класс асан. На последнем медитативном классе предлагалось удерживать Ширшасану (стойку на голове) 10 минут, Сарвангасану (стойку на плечах) 11 минут, халасану (плуг) 8 минут, пашчиматтанасану (наклон в положении сидя) 12 с половиной минут. В начале курса, пока не дали отопления, в зале было очень холодно, и для шавасаны приходилось надевать все, что можно было надеть. По-этому поводу у Свами Анантананды была шутка «Финальная релаксация, одеваем все 5 кош (оболочки из которых состоит тело)».


Конечно же были медитативные прогулки к морю с медитацией на пляже, путь туда проходил в молчании, нужно было делать вдох на 4 шага и выдох на 4 шага, на обратном пути можно было разговаривать.


Несколько раз сатсанг проводился на улице у костра, после чего прасад был в виде горячего шоколада.


Один раз в неделю был выходной от всего, кроме пранаямы в 5 утра, утреннего и вечернего сатсанга и карма-йоги, а так мы были абсолютно свободны. В Устке –приморском городке, в гостинице под названием «Любуз» находится прекрасная сауна, хамам и соляная комната, там-то я и еще несколько единомышленников проводили наш выходной, затем мы шли в кафе и оттягивались тортиками, и возвращались обратно по пляжу, путь занимал около часа. Были группы единомышленников по поеданию пиццы и игры в футбол.


Несколько раз за курс объявлялась мауна (полное молчание, практикуемое в течение 2-х часов).



В последний день, после сдачи экзамена, нам вручили дипломы об окончании. В этот день у меня было очень сильное раздражение и недовольство, я не могла понять, что со мной происходит, думала: «что не так, целый месяц садханы превратил меня в чудовище, вместо прекрасного просветленного человека». Свами Анантананда будто слыша мой вопрос, рассказал историю о том как Боги пахтали океан, чтобы получить бессмертный нектар Амриту. И сказал, что Свами Шивананда применял эту историю к интенсивно садхане. Садхана взбалтывает наш ум, и вначале будут выходить демоны, затем яд и только потом нектар, нужно принимать и не переживать по этому поводу.
На обратном пути на Польской границе в 6 утра таможеннику-женщине не понравились наши улыбающиеся лица и она спросила, что мы делали целый месяц в Польше и почему мы все в желтом (цвет формы преподавателя Шивананда йоги). Ответ: «йогу» ее не удовлетворил, она попросила доказать, мы решили встать на голову, и достали из машины коврик, коврика ей оказалось достаточно.


Ом Тат Сат